Поиск врача в Омске

Поиск врача в Омске

Онлайн-регистратура

Для пациентов

Для врачей и клиник

Найдите лучшего врача и запишитесь на прием бесплатно !

Вопросы по наркологии и психотерапии

Каково влияние семьи в формировании наркотизации?

Роль семьи в формировании, как здорового образа жизни, так и в формировании наркотизации велика, и занимает лидирующее место. Можно выделить несколько вариантов влияния семьи на развитие наркотизации:

1. Наследственность: - т.е. передача от родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами, в том числе и алкоголем, генетически закрепленной предрасположенности к наркотизму. Эта передача в основном определяется по женской линии (70%) и в меньшей степени отцовской (30%). Причем эта зависимость определена не только собственно родителями, но и кровными родственниками (родители родителей и т.д.).
Наличие отягощенной наследственности, в том числе и по психическим заболеваниям, значительно увеличивает прогредиентность заболевания.

2. Воспитание в семье.
В раннем детском возрасте, примерно до 5 - 6 лет, происходит формирование основных установок, жизненного “сценарного” плана, который затем с некоторыми изменениями реализуется в жизни. Соответственно это и есть воспитание, т.е. передача основных морально - этических принципов от родителей ребенку. Патология воспитательного процесса представлена двумя вариантами - гиперопека и гипоопека.
При гиперопеке формируется незрелая личность (психический инфантилизм) - с отсутствием мотивация к труду с установкой на получение удовольствий, без ответственности за свои поступки.
При переходе в подростковый возраст такие дети проявляются, как в основном дезадаптированные личности, не способные к принятию самостоятельных решений, позитивной деятельности. В качестве средства ухода от проблем они очень скоро начинают использовать психоактивные вещества.
При гипоопеке - формируются, так называемые “беспризорники при живых родителях”, т.е. личности, обделенные отцовским опытом и материнской любовью. У многих подростков в дальнейшем сохраняется неприязненное отношение к своим родителям с желанием им “отомстить”. На этой почве также идет быстрое вовлечение в наркотизацию.
Эти два типа воспитания могут возникать как в семьях с психически здоровыми родителями, так и в семьях, где у родителей имеются либо пограничные психические заболевания (неврастения, неврозы, психопатии) или наркологические заболевания (злоупотребление алкоголем, алкоголизм и т.д.). Причем с развитием наркотизма у подростка, у членов его семьи может происходить развитие или усиление психопатологического фона.

3. Анозогнозия - или не узнавание болезни, которое обычно встречается у наркологических больных, довольно часто встречается у их родителей.
Многие родители приветствуют переход подростком с наркотиков на алкоголь, мотивируя это фразой “лишь бы не “кололся”, а также на прием препаратов седативного ряда, не осознавая, что вслед за коротким периодом “отхода от наркотиков”, их дети вновь возвращаются к наркотизации.
Определенная часть родителей совершенно спокойно относятся к злоупотреблению их детьми препаратов конопли, и бьют тревогу, только, когда происходит переход на более мощный наркотик.
Некоторые родители доходят до того, что сами дают деньги на наркотики, с мотивацией “лишь бы не ходили в дурную компанию”.
Часто это связано с недостаточным или полным отсутствием информации о действии наркотиков у родителей.
Чрезмерно доверяя своим детям, они обнаруживают наркотизацию, когда болезнь находится уже в запущенной стадии.

4. Избыток свободного времени, избыток свободных денег.
Если избыток свободных денег актуален только у определенной части родителей, то избыток свободного времени является общим провоцирующим фактором. После окончания 8-9 классов, ПТУ, колледжа у подростков, как правило, образуется период “отдыха”, который длится до призыва в армию, поступления в ВУЗ, на работу и т.д. Обычно это продолжается от 1 года до двух, трех лет.
Со стороны родителей, как правило, нет мотивации для привлечения детей в этот период к продуктивной деятельности. В результате общения с отрицательно адаптированными дворовыми группами, также происходит быстрое вовлечение в наркотизацию.

5. Снижение духовных и этических норм.
Политические и экономические проблемы общества накладывают свой отпечаток на ячейку общества - семью. Происходит, как правило, только обеспечение материальных запросов.
Обучение и воспитание ребенка на духовных и этических ценностях либо ограничено, либо отсутствует. Вследствие этого идет приобщение к суррогатным “ценностям”: бульварной музыке, криминальной романтике, к культу насилия и жестокости, уже самого ребенка.
Для восстановления роли семьи в профилактике наркотизма желательно кроме государственных мер по преодолению политике - экономического кризиса в стране, необходима реабилитация семьи.
Только при условии здорового образа жизни, здорового психологического климата в семье, формирование системы нравственного и духовного развития ребенка, а также всех членов семьи, “семейный фактор” в развитии наркотизма утратит свое действие.

© MED-OMSK.RU 2010-2017
Маркетинг: WEB-CITY COMPANY
Рейтинг@Mail.ru